Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / Музыкальная школа / История школы / Воспоминания Жадановой В.Г.

главная | музыкальная школа | история школы | Жаданова В.Г. | Воспоминания

ЖАДАНОВА Вера Георгиевна
(1892-1981)
Дорогому Александру Ивановичу Лагутину,
замечательному энтузиасту и замечательному
другу и товарищу.
В. Жаданова
9.II.1970г.


Воспоминания о моей пятидесятилетней педагогической деятельности

Дорогие друзья, дорогие ребята!

Недавно исполнилось пятьдесят лет моей педагогической деятельности. В историческом масштабе 50 лет – это уже не такой большой срок, но в моей жизни, да и в жизни каждого человека, 50 лет работы – это громадный отрезок времени – это по существу вся сознательная жизнь.

Мне очень хочется поделиться своими воспоминаниями, тем более, что вся моя педагогическая жизнь началась в самое интересное историческое время – время становления нашего Государства, а также становления музыкальной культуры.

Правда, у каждого может возникнуть вопрос: «а где же я была до 26 лет, почему я так поздно начала свою педагогическую деятельность?» Да потому, что во-первых: я окончила Московскую консерваторию в 1918 году, а во-вторых, я раздваивалась в выборе своей профессии.

Окончив консерваторию по классу пения, мне хотелось посвятить свою жизнь сценической деятельности, но так как это совпало с годами 1918-19-20 – очень тяжелыми годами на Украине, мне пришлось оставить свою певческую деятельность и перейти в 1919 году на педагогическую, которой я увлеклась и также увлеченно работаю до сих пор.

Если говорить о моей музыкальной и просветительской деятельности, то она началась значительно раньше 1919 года. Ещё будучи ученицей Музыкального училища г. Днепропетровска (бывш. Екатеринослава) с 1911 по 1914 г., я уже с 1913 года выступала в концертах.

В 1914 году я поступила в Московскую консерваторию и в каждое каникулярное время я приезжала домой, где принимала самое большое участие в просветительской деятельности своего родного города. В 1917 году с моим участием было организовано оперное товарищество при «Просветительном обществе железнодорожного пролетариата», где мы устраивали для рабочих лекции-концерты, спектакли-концерты и, наконец, ставили целые оперы, такие как «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Риголетто» Верди, «Тоска» Пуччини, «Демон» Рубинштейна, «Сельская честь» Маскани, где я выступала в главных партиях, но пришлось всё это оставить, так как, ещё раз повторяю, это были страшные годы для Украины.

Я, кажется, отвлекаюсь от своей темы и боюсь, что моя статья не уложится в рамки газетной статьи.

Итак, возвращаюсь к основной цели своих воспоминаний.

Мне хочется хотя бы немного сказать о музыкальном образовании до революции 1917 года. В самых крупных городах, таких как Ленинград и Москва, были консерватории, Музыкальные техникумы, немного частных музыкальных школ, а во всех остальных крупных городах было одно музыкальное училище «Русского музыкального общества», при котором была детская музыкальная школа и две частные музыкальные школы, по крайней мере, это было так в г. Днепропетровске, хотя это был крупный промышленный центр. Конечно, получить музыкальное образование могло только очень ограниченное количество детей, да и то родители которых были достаточны обеспеченны.

В 1920 году, когда Украина была окончательно освобождена от всех банд, которые терзали её, начиная с 1918 года (гетман Скоропадский, Петлюра, Махно, резиденция которого была в десятках километров от нашего города и, потому часто подвергалась набегам этой банды. Часто, ложась спать вечером, мы не знали, кто будет утром: петлюровцы, махновцы или деникинцы, которые действовали такими же методами, как и махновцы: расстрелы, повешение – это было обычным явлением на глазах у всех людей. Мы настолько привыкли к выстрелам, что проходя по улицам, только нагибались, когда над головой проносился свист пули.

Жить надо было, надо было добывать пищу, что-то менять, чтобы не умереть с голоду и дождаться, наконец, лучших светлых времён.

Мне вспоминаются вечера этого страшного времени: света не было, отопления не было, голодные мы зажигали коптилочку (фитилёк из ваты в каком-то масле или керосине) и все, а семья у меня была большая, садились вокруг стола и читали вслух Л. Толстого, Тургенева, Достоевского и забывали всё, что делается вокруг. Иногда это чтение прерывалось гиканьем, выстрелами и криками на улице.

Я думаю, что это наша внутренняя сопротивляемость, способность даже в то время отвлечься от окружающего кошмара и погружаться в такие глубины, как Л. Толстой, Достоевский и помогла нам выжить и сохранить человеческий облик и те моральные качества, которыми мы обладаем и сейчас. Я опять отвлекаюсь! Я не могу в своих воспоминаниях пройти мимо этого времени. Наконец наступил 1920 год и с ним пришла радость избавления – наступила новая эра!

Мы, тогда молодёжь, с необычайной энергией принялись помогать молодому государству. Мы участвовали во всех субботниках, бывали на стройках, на заводах, но главной своей задачей мы поставили работу в области культуры. Частные школы были закрыты. Надо было немедленно приняться за расширение музыкального образования. За создание новых школ, куда был открыт доступ для всех, кто только имел музыкальные способности.

В те годы не было Министерства культуры, в котором было бы сосредоточено всё, что относилось к культуре: театры, оркестры, музыкальные училища. Школы создавались при губернском отделе народного образования (Губнаробраз), при отделе социального обеспечения, создавались музыкальные студии при крупных предприятиях. В те времена у людей, возглавляющих эти организации, не было музыкального образования, поэтому они советовались с нами, поручали нам открытие школ, подготовку программы, планов музыкального образования. всем этим занимались мы, только что окончившие консерватории, и старые педагоги.

Нельзя сейчас себе представить, какая появилась тяга у людей к музыке, возникла студия при Брянском заводе (ныне завод им.Петровского), студия при клубе бывшей Екатерининской ж.д. – теперь это Южная дорога, крупнейшая магистраль нашего Союза.

С 1920 года я принимала непосредственное участие в распространении музыкальной культуры в г. Днепропетровске. В том же 1920 году я была я была назначена в распространении Отделом Нароного Образования заведующей школой I-й ступени при Музыкальном училище, где я вела педагогическую с 1919 года.

В 1921 году была одним из одним из организаторов музстудии при железнодорожном клубе им. «Октябрьской революции», где я работал по совместительству с 1921 года по 1932 год.

В 1922 году Губнаробразом я назначена заведующей городским музыкальным училищем, в котором вела и педагогическую работу.

В 1928 году была сотрудницей Губернского Комитета социального воспитания (Губсобез) при котором организовала Детский дом музыкального воспитания для беспризорных детей. имеющих музыкальные способности. Была заведующей и педагогом этого Детского дома.

Когда я вспоминаю сейчас весь пройденный путь, то я не могу понять откуда у нас, в том числе и у меня, было столько энергии? Думаю, что это было связано с теми страшными переживаниями, которые выпали на нашу долю с 1918 по 1920 год, когда мы животным страхом, желанием только выжить и дождаться лучших времен.

Зато, в 1920 году, когда наступила Новая эра, нас захлестывала наша энергия и мы находили ей выход в нашей работе.

Я не могу не вспомнить осень 1921 года, когда мы занимались в студии, она помещалась на окраине города, которая называлась, да, кажется, и сейчас называется Чечелевка, это, примерно, в 5-6 км от города. В 1921 году было еще голодно, холодно, трамваи (это был единственный наш транспорт) не ходили, и вот осенью, в страшную грязь, без калош, которых тогда не было, мы в башмаках «собственного производства» на веревочной подошве или на деревянной, с которыми всегда что-то происходило на дороге, ходили на работу, ходили не пропуская ни одного занятия, несмотря ни на холод, ни на дождь. С таким же увлечением работали и дети, преимущественно дети рабочих этой окраины.

Дальше мы продолжали работать спокойнее и спокойнее. Занимались общественной деятельностью, если принять во внимание , что я на протяжении 20-ти лет была председателем месткома, была членом цехового комитета, принимала участие в жизни «Рабиса», то работы было много. И так было до 1932 года, в ноябре которого я переехала в Москву к своей семье, которая проживала в Москве с 1922 года.

По приезде в Москву, после начала учебного года, в музыкальную школу не удалось поступить. Я начала работать в качестве педагога музыкального воспитания в общеобразовательной школе № 37 ФОНО, затем я работала в 1934-35 гг. в общеобразовательной показательной школе Фрунзенского района, где я работала уже по совместительству, так как в 1934 году я стала работать в музыкальной школе Киевского района в качестве педагога по музграмоте и работала по 1 сентября 1938 г.

Моя работа в общеобразовательных школах всегда отмечалась как высококачественная работа. Работа в этих школах была трудной, потому что в те годы очень приняты смотры, показы кружков, олимпиады. Кстати, 24 мая 1934 года мой хоровой кружок был премирован на Центральной музыкальной олимпиаде в городском масштабе.

В те годы в общеобразовательных школах проводились занятии япо ритмике. На мой взгляд, это была очень нужная дисциплина, так как ритмика очень организовывала ребят, особенно мальчиков, у которых в 13 лет, а иногда и в 12 лет, начиналась мутация голоса. Петь они не могли и вносили только беспорядок в урок.

Я помню, как ни один праздник, такие как праздники годовщина Октябрьской революции 1 Мая не проводились ритмических выступлений.

На музыку советских революционных песен готовились целые ритмичекие постановки со знаменами, флагами, кольцами, мечами- это ребят очень увлекало. Эти выступления организовывались на предприятиях, в клубах, и даже, на сцене театров.

Я помню известную ритмистку Н.И. Егину, которая оставила очень много пособий по ритмике, целые сборники постановок, которыми мы и при жизни ее очень широко пользовались.

Так как о ритмике я не имела представления, я решила, в качестве повышения квалификации, поступить в Московское музыкальное училище им. Прокофьева, где ритмика занимала очень большое место. В этом училище я училась с 1933 г. по 1936 г., откуда весной 1936 перешла в Московскую консерваторию на вечерний музыкально-педагогический факультет, которую и окончила в 1941 году с дипломом «Методиста музыкального воспитания». кстати, там тоже была дисциплина ритмики, которую вела М.А. Руммер.

Вообще, если я вспоминаю свою работу в Москве до 1941 года, то я всегда ее совмещала с учебой. работа и учение в Москве у меня всегда шли параллельно. Мне казалось, что окончив в 1918 году консерваторию по классу пения, даже со званием «Свободного художника», мне не хватит знаний для педагогической работы в Москве и , я думаю, что я была права.

Когда я вспоминаю Консерваторию с 1914 по 1918 гг.(Яне хочу и не могу сказать, что в те годы, когда я училась первый раз в консерватории, музыкальное образование было поставлено хуже, чем в годы 1936- 1941). По специальным дисциплинам консерватория была на очень высоком уровне. там преподавали такие профессора как К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, Кипп, Орлов – это только по фортепиано. на вокальном факультете были Мазетти, В.М.Зарудная (ученица Эверади), Лавровская и т.д., правда, общие дисциплины были поставлены в меньшем масштабе, чем в 1936-1941 гг.

Я помню музыкальную литературу или, как тогда называли, историю музыки, мы тогда проходили только по учебнику Саккети. Может быть это было потому, что я была на вокальном факультете, а на певцов, тогда теоретически смотрели как на что-то «неполноценное», хотя теорию музыки мы проходили у профессора Соколовского, гармонию у Н. Ладухина, энциклопедию, или как тогда назывался анализ форм, у Морозова, Золотарева. Зато за пребывание мое в консерватории с 1936 по 1941 гг. я была увлечена всеми дисциплинами и , особенно, «Музыкальной литературой». Я слушала Фермана, Ливанову, по западной литературе Левина, Житорирского; по русской литературе К.Успескую. по советской – Данилевича, гармониполифонию у очень талантливого профессора С.В.Евсеева.

Я с наслаждением занималась всеми дисциплинами в те годы (может быть имел значение уже возраст), в то время мне было уже много лет.

С 1934 года, как я уже писала, я перешла на работу в Детскую музыкальную школу Киевского района, где и работала по 1-е сентября 1938 года. Вообще, я, работая в Москве, всегда работала в 2-3-х музшколах. Так, работая в Киевской ДМШ, я с 1935 года совмещала с работой в ДМШ Фрунзенского района, где работала по 25 сентября 1941 года. Работала тоже с 1935 по 1941 г. в ДМШ №1 Ленинского района.

Во всех этих школах всегда отмечалась, с занесением в трудовую книжку, высококачественная работа. Объявлялись благодарности за методическую работу.

В 1941 году, в связи с началом Великой Отечественной войны, Музыкальные школы были закрыты, но очень ненадолго, Часть детей осталась в Москве, оставалась часть педагогов и директоров, которые героически отстаивал свои школы, устраивали дежурства днем и ночью, сберегали школьный инвентарь и, как только в 1941 году немцы были отогнаны от Москвы, нам (негласно) стали разрешать понемножку заниматься. Так, в ДМШ Первомайского района был уже организован детский хор, которым я руководила. В 1942 начала вести педагогическую работу на курсах общего музыкального образования (КОМО) при ДМШ им. Стасова. С 1 – го апреля 1943 года стала работать в ДМШ Бауманского района и в школе Ленинского района №2 в которой оставалась работать до 1954 года. С большим энтузиазмом я работала в этой школе , когда директором была Л.М. Федорова. Там я была увлечена, кроме педагогической работы, и общественной работой: была предместкома, активным участником политзанятий, которыми руководил инженер Гусак, присланный нам Ленинским Райкомом, с которым мы изучали произведения В.И. Ленина в подлиннике вплоть до самого крупного произведения «Материализм и эмпериокритицизм», проводили семинары, диспуты, делали доклады.

С 1945 года работаю в ДМШ училища при дважды ордена Ленина Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, сначала по совместительству , а затем как основной работник, где работаю и по настоящее время, уже около 25-ти лет.

Не могу не сказать, что несмотря на свой возраст, а возраст у меня солидный, я работаю всегда с большой радостью, любовью и энтузиазмом.

Итак, вспоминая всю свою педагогическую – творческую жизнь, я вижу, что половину своей пятидесятилетней деятельности я работаю в ДМШ при училище консерватории.

Я не могу не сказать о том, что если я теперь считаюсь квалифицированным педагогом, то именно этим я обязана этой школе, которая находилась в тесном контакте с училищем, где работали и работают сейчас такие прекрасные педагоги-теоретики, как Д.А.Блюм и В.С.Слетов, у которых я продолжала и продолжаю учиться, за что и приношу им самую большую благодарность. Они даже и не подозревают, как я жадно следила за их работой и как многому я у них научилась.

Не могу еще не вспомнить о годах Великой Отечественной войны, когда в 1941 году, в связи с войной, были закрыты все школы. Я считала себя не вправе не включиться немедленно в какую-нибудь работу. Я понимала, что Государству нужен каждый человек, каждый честный работник. Я поступила в Моссовет в отдел дорог и мостов. Сначала в качестве машинистки, а затем секретарем отдела. Вскоре я была избрана председателем месткома, организовывала подсобное хозяйство для отдела, которое обрабатывали собственными силами – это необходимо было для обеспечения овощами рабочих, служащих и ИТР. В Моссовете я работала до 1943 года.

Не могу не вспомнить 1944 год. При Киевском РОНО был организован лекторий для учащихся старших классов, возглавляла его ,ныне профессор Московской консерватории, А.Д.Артоболевская, которая пригласила меня принять участие в этом лектории. Мне была поручена одна общеобразовательная школа Киевского района, где по воскресеньям я устраивала лекции – концерты. В первом отделении я должна была написать и сделать небольшой доклад, а второе отделение был концерт, иллюстрирующий мой доклад.

Помню, что первый концерт был посвящен русской народной песне и влиянию народной песни на творчество композиторов «Могучей кучки» На второе отделение были приглашены артисты оперы им. Немировича-Данченко, которые исполняли народные песни из опер Бородина и Римского-Корсакова.

Помню, организованную мною лекцию – концерт, посвященный русскому классику Н.А.Островскому. В первом отделении был мой доклад о творчестве Островского, во втором отделении выступали заслуженные артисты – Горюнов, артист театра Рахманинова и народная артистка РСФСР (артистка МХАТа Бендина), которые выступали с отрывками из комедий Островского.

Несмотря на то, что эта работа была трудной, так как вся организация проводилась единолично, вплоть до приглашения артистов, я любила эту работу, так как видела какую радость доставляли мы ребятам в этот, еще тяжелый военный год.

Ну вот и все, что я могу сказать о своих 50 летах работы. Мне только очень хочется, еще в нескольких словах, обратиться к моим старшим школьникам и моим студентам училища.

Дорогие ребята!

Если в дореволюционное время были одна-две музшколы в городах, то сейчас, в наше время, в каждом районе города уже не менее двух школ, а районов у нас. Почти нет ни одного уголка в нашей стране, где бы не было детских музыкальных школ. Открываются школы для взрослых. В каждом большом колхозе заботятся об открытии детской музыкальной школы. Создаются филармонии, университеты для миллионов ребят по радио, а культработа в клубах, школах! – Это все для Вас, ребята!

Как нужно себя подготовить к такой большой и почетной работе.

Дорогие ребята!

Ловите каждый момент, который Вы находитесь в стенах нашей школы и нашего училища! Я завидую Вам! Вы учитесь в такое замечательное время, когда заботится о Вас Государство, заботится училище, заботится школа! Вам предоставляются все возможности для получения самого широкого музыкального образования и образования вообще.

Когда я вхожу в училище и вижу все те объявления, которые так много говорят о внутренней жизни училища, у меня глаза разбегаются: тут и творческий кружок, который знакомит Вас с величайшими образцами старинной и современной музыки, тут и кружок по изучению искусств, живописи и скульптуры, начиная с древних времен и по настоящее время. Здесь концерты, конкурсы, научные кинофильмы, здесь экскурсии, которые преследуют ту же цель – сделать Вас настоящими людьми, не только музыкантами, в узком смысле слова, а настоящими, всесторонне образованными людьми.

Так не теряйте времени, а жадно ловите все, что дается Вам сейчас!

Я счастлива еще тем, что кончаю свою педагогическую работу, да, пожалуй и жизнь, с такими замечательными людьми. Как Артынова Лариса Леонидовна, Леонова Зоя Константиновна, Лагутин Алексей Иванович. Самое главное их прекрасное качество – это любовь к детям, это чувство долга и умение создавать творческую, честную, дружескую атмосферу…

Я не боюсь быть неправильно понятой. Мне уже не нужно делать карьеру, я скоро кончаю свою работу, да пожалуй и жизнь, так что сейчас я чувствую себя свободной в своих высказываниях.

Я поражаюсь той энергии, той любви, той отдаче сил, с которой борется Лариса Леонидовна за каждого студента, за каждого маленького человечка – за это я преклоняюсь перед ней.

Я счастлива, что в нашем училище работают мои ученики и не только в нашем и в районных общеобразовательных школах. Не только в Москве, а и на периферии. В большом количестве учащихся училища, да и окончивших консерваторию, есть много учащихся, начинавших свою музыкальную жизнь с 6-ти летнего возраста и до 14-15 лет обучающихся по сольфеджио только у меня, так что в них вложена небольшая крупица и труда.

Я рада, что я не зря прожила долгую жизнь!

Эх! Жаль, что мне, хотя бы не на сорок лет меньше!



Москва, февраль, 1970 г.



Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/u0865207/data/www/old.amumgk.ru/netcat/require/s_list.inc.php(596) : eval()'d code on line 29

Календарь концертов

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2024
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам ШКОЛЫ

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных