Deprecated: Function ereg() is deprecated in /var/www/u0865207/data/www/old.amumgk.ru/netcat/require/e404.php on line 220
События

Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / Проекты / Творческие проекты / Конференции по музыкальной литературе / События / События

26.04.2013

Особенности стиля Юрия Фалика на примере хора "Карельская акварель"

 

Кудимова Екатерина

Калининградский областной муз. колледж

им. С. В. Рахманинова, дир.-хор. отд., 3 курс

 

 Особенности стиля Юрия Фалика на примере хора "Карельская акварель"

 

Юрий Александрович Фалик - русский композитор, виолончелист  и дирижер - родился в 1936 году в Одессе. Юрий Фалик получил музыкальное образование в знаменитой Одесской средней специальной музыкальной школе-интернате им. П. С. Столярского, впоследствии окончил Ленинградскую консерваторию по классам виолончели у А. Я. Штримера (1960; позже аспирантуру под руководством М. Л. Ростроповича) и по классу композиции у Б. А. Арапова (1964). Был профессором Петербургской консерватории. В студентческие годы руководил камерным оркестром. Юрий Фалик выступал как дирижёр в России и за рубежом. Американская пресса высоко оценила его выступление с Чикагским и Балтиморским симфоническими оркестрами.

В 1991—1992 годах он работал в качестве приглашенного профессора в Северо-Западном университете города Эванстона (штат Иллинойс, США). Он является автором многочисленных инструментальных, каменрно – инструментальных и хоровых произведениях. Многие камерные и хоровые сочинения Юрия Фалика часто исполняются европейскими и американскими ансамблями и хоровыми коллективами. Его симфонические произведения включали в свой репертуар дирижеры Е. Светланов, Г. Рождественский, М. Янсонс, В. Гергиев, А. Дмитриев, Ю. Домаркас (Литва), В. Ямпольский (США), Марио ди Бонавентура (США), Ш. Эдварс (Великобритания).

Творчество Юрия Фалика необычайно разнообразно. Среди его сочинений опера-буффа «Плутни Скапена» (по Мольеру), хореографическая трагедия «Орестея» (по Эсхилу), Легкая симфония для оркестра, 3 симфонии для струнного оркестра и ударных, и для гобоя и камерного оркестра, 2 концертино (для фагота и струнного оркестра, для скрипки с оркестром), 2  концерта для оркестра , Месса для солистов, хора и камерного оркестра, различные концерты,  Панихида по И. Стравинскому («Элегическая музыка» для 4 Concerto della Passione для виолончели и симфонического оркестра тромбонов и 16 струнных), Квинтет для духовых,вокальные циклы и др.

60-е годы – период формирования творческой индивидуальности Юрия Фалика. Одновременно они были годами поисков и открытий для всей русской музыки. Так, была «открыта» давно известная за рубежом додекафония, принципы которой Арнольд Шёнберг сформулировал еще в начале 20-ых годов ХХ века. Произошло знакомство с алеаторикой, сонористикой, электронной и конкретной музыкой. После многих лет забвения были заново "открыты" Игорь Стравинский и Пауль Хиндемит, композиторы нововенской школы Арнольд Шёнберг, Альбан Берг, Антон Веберн. Перед Ю. Фаликом оказалось  богатое поле выбора и с другой стороны - возможность подражания, отказа от старой техники в пользу обманчивой легкости новых её видов. Но профессионализм,  привычка к отлично выполненной работе и честность перед искусством, всегда им почитаемым, не позволила Фалику ограничится только техникой музыкального авангарда, хотя им была усвоена двенадцатитоновая система, именно как свод правил.

Новые черты в музыкальном языке и форме были обусловлены углублением и усложнением содержательной, образной сферы его музыки. Мир человека раскрывается в ней динамично, через сложные и противоречивые душевные состояния. Простые «сюжетные» связи заменяются сложными ассоциациями. Эта черта музыки Фалика связана с поэтикой современного искусства – не только музыкального, но и изобразительного, не только поэзии, но и прозы, драмы и кино. Внутренняя поэтическая связь явлений и образов противостоит здесь внешней, их разорванности. Получается смысловой эллипсис, то есть  пропуск логического звена в цепи, создающий особую напряженность. Например, в вокальном цикле «Печальная мать» в самом начале сложный образ текста дополняется таким же сложным музыкальным образом (в частности, это интонации плача в подчеркнуто ударной фактуре). В хоре «Карельская акварель» также каждый куплет музыкально оформлен по-разному, а объединяет их единая поэтическая и музыкальная мысль, возвращающая  к светлому образу Карелии.

         Особое место в творчестве Ю. Фалика занимает хоровая музыка. Это «Литургические песнопения» для солистов и хора a cappella на тексты «Молитвослова», Концерты для хора a cappella (стихи И. Северянина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Пушкина, А. Ахматовой и Н. Гумилева), «Книга канцон» (стихи европейских поэтов XI—XVII вв.) и др. Фалик ставит перед хором интересные, часто сложные задачи. Он обогащает хоровое письмо инструментальными приемами (сквозное  развитие, тематическая разработка); нередки резкие диссонансы, кластеры; исполнение облегчается плавностью голосоведения, строгой логикой развития, чуткими слуховыми опорами в каждой партии. Хор выступает как один голос, как ансамбль и как оркестр.

Кроме того, важной чертой стиля Юрия Фалика является обмен разными типами фактуры, тематизма, принципами развития между вокальными и инструментальными жанрами. Если в инструментальной музыке в кантилене используется тип интонаций и принципы развития вокальных жанров, то в хорах a cappella неожиданно и ярко проявляются инструментальные типы тематизма и его развития; концентрированная мотивность, формульность, остинатная вариациооность, ритмическая фигурация.

Такие же приемы можно наблюдать и в хоре «Карельская акварель» на стихи Роберта Винонена. Автор текста родился в 1939 году в Ленинградской области, жил в Кировской области, в Эстонии, в Карелии. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (1966), аспирантуру (1969). Сейчас живет в Финляндии, оставаясь российским гражданином. Для его поэзии свойственно поэтическая тонкость, красочность пейзажных образов, светлое настроение. Все это характерно также и для акварели, как живописного жанра, основанного на смешении красок, создающих прозрачность, легкость и воздушность.

Поэтический текст хора олицетворяет природу, ее красоту, которая в себе сочетает нежность и силу:

Паруса нескладные, чайки белоснежные,
Ласковое Ладожское, нежное Онежское,
И над всей Карелией туча грозовая
Влажной акварелию даль разрисовала.
Громыхающее эхо в голубой безбрежности,
Я хочу к тебе приехать, объясниться в нежности.
Услыхать широкой звон лезвий на  покосе;
В душу влить глубокий стон падающих сосен.
Ощутить на катере отражений дрожь,
В руки взять как кантеле, чистый дождь.

Музыка полностью совпадает со смыслом текста, она подчеркивает его ударения, поэтому в ней часто чередуются сложные размеры.

Форма произведения складывается из ряда различных фраз, объединенных общностью настроения, ладово – интонационной структуры, органично сплетающихся в прозрачную музыкальную ткань.

Тональный план очень разнообразен – начинается хор в тональности D-dur, затем есть отклонения в тональности h-moll, A-dur, cis-moll, снова A-dur, f-moll, h-moll, E-dur, cis-moll. Заканчивается произведение в A-dur, то есть в конце происходит смена тональности, что является нетрадиционным окончанием.

Фактура гомофонно – гармоническая, гармония разнообразна, и чутко следует за сменой настроения текста, что отражается в музыке, в особенности в чередовании мажора и минора.

Состав хора - четырехголосный смешанный, имеет удобные тесситурные условия для каждой партии и тем самым образуется естественный ансамбль.

Характер звука очень светлый, прозрачный. Динамика и темп меняется, начало звучит на pp , в темпе Andante assai (весьма умеренно), затем темп меняется на Allegretto (оживленно), и происходит активное  развитие к кульминации, в которой звучание достигает  FF, и опять все успокаивается,  темп становится медленнее с каждой фразой, и звучность затихает.

 

Таким образом, в этом хоре проявляются основные черты стиля Юрия Фалика – сквозное развитие, частое чередование гармоний, фактуры, темпа, метроритма, динамики и все это необходимо для раскрытия основной мысли произведения – показа красоты природы Карелии, ее изменчивости, первозданной прелести, которая находит отклик в душе человека, способного ею восхищаться, любить и беречь.

 

 

 

 

 

 

Вернуться


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/u0865207/data/www/old.amumgk.ru/netcat/require/s_list.inc.php(596) : eval()'d code on line 29

Календарь концертов

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2024
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам ШКОЛЫ

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных