Deprecated: Function ereg() is deprecated in /var/www/u0865207/data/www/old.amumgk.ru/netcat/require/e404.php on line 220
События

Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / Проекты / Творческие проекты / Конференции по музыкальной литературе / События / События

26.04.2013

Хоровые миниатюры Виссариона Шебалина

  Мельников Илья

 Московское хоровое училище им. А.В. Свешникова

III курс

 

ХОРОВЫЕ МИНИАТЮРЫ ВИССАРИОНА ШЕБАЛИНА

Мы, юношеский  хор Хорового училища им. Свешникова, в этом году впервые встретились с музыкой Виссариона Яковлевича Шебалина. Это случилось во время прохождения практики самостоятельной работы с хором. Мы работали над двумя хоровыми миниатюрами, связанными с темой Великой Отечественной войны.

Оба хора написаны в первые послевоенные годы на стихи талантливого советского поэта-фронтовика Анатолия Сафронова. Оба хора через лирический образ несут метафору силы человеческого духа, жизнестойкости, сохранения чего-то сокровенного, трепетного в душе, опаленной войной.

Эти хоровые миниатюры никого из нас не оставили равнодушными.

Хор «Полынок»  пронзительно передаёт потрясения войны через образ хрупкого стебелька полыни, который прогибается под солдатской поступью, горит, погибает, но все равно возрождается вновь – это тонкая метафора живой человеческой души, способной преодолеть страдания. Пусть сейчас эта музыка прозвучит.

 

 Видеопример № 1

 

       Прежде всего, пленяет певучесть мышления Шебалина, его мелодический дар. Композитор использует интонации русских эпических песен и лирических песен времён Второй мировой войны. Хор наполнен особым духом, как говорили тогда, «окопной» лирики. Шебалин изумительно  чувствует природу хорового пения, и даже в этом маленьком хоре можно выделить разнообразные выразительные средства хорового письма – от аккордового склада до подголосочной полифонии. Репризная форма этой миниатюры и ее мажорное окончание выдает приверженность автора классическим традициям.

 

После встречи с музыкой захотелось побольше узнать о самом композиторе и ответить на вопрос – почему музыка такого мастера сегодня мало исполняется и используется в основном только в учебном репертуаре хорового дирижера?

В прошедшем году исполнилось 110 лет со дня рождения Шебалина, а в этом году будет 50 лет со дня его ухода. Виссарион Шебалин относился к «золотому поколению» советских композиторов. Он родился в 1902 году в Омске. Систематическое музыкальное образование начал получать в фортепианных классах омского отделения Русского музыкального общества  (РМО) в десятилетнем возрасте.

При врожденной музыкальности, желание стать композитором пришло не сразу. После окончания гимназии в годы Гражданской войны он поступил на агрономический факультет Омской сельскохозяйственной академии, где учился полтора года. Однако, в возрасте 19 лет он заявил о себе как композитор – написал свое первое значительное сочинение — «Скерцо для большого оркестра», а также несколько фортепианных пьес.

Судьба приводит его в Омское музыкальное училище, где он два года учится композиции у Михаила Ивановича Невитова, который в свою очередь когда-то был учеником самого Р.М. Глиэра.            Логичным продолжением стало поступление в МГК им. П.И. Чайковского в знаменитый класс композиции Николая Яковлевича Мясковского, где в то же время учился Арам Хачатурян и многие другие таланты, которые станут гордостью советской музыки. Интересно то что Шебалин, как и Мясковский, с интересом участвовал в Ассоциации Современной Музыки (АСМ), в которой исполнялась и обсуждалась самая острая авангардистская музыка того времени, например сочинения Арнольда Шёнберга. Помимо этого, Шебалин входил в неформальное объединение московских музыкантов, группировавшееся вокруг Мясковского - так называемый «Ламмовский кружок», собиравшийся в квартире педагога консерватории Павла Александровича Ламма, отчего и получил свое название. Общение со знаменитым редактором опер Мусоргского позже побудило Шебалина на завершение и инструментовку незаконченной оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка», которая получила благодаря этому широкое распространение. Так же он работал над инструментовкой ранней незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо».

Уже в 20-е Шебалин был высоко оценен в профессиональных кругах,  и в 1928 году молодой композитор приглашен преподавать композицию в Московской Консерватории, где преподавал до Войны, а в годы войны, был назначен директором Консерватории.

Однако, это не защитило его, а так же таких мастеров как Прокофьев и Шостакович, от унизительного разгрома в постановлении 1948 года, где выдающиеся композиторы по сталинской указке были обвинены в формализме. Были даже назначены особые проверки их творчества.

После смерти Сталина,  Шебалин вернулся в МГК и преподавал там до конца своих дней. Список его учеников внушителен не только своим числом, но и составом: Владислав Агафонников, Карэн Хачатурян,  Вельо Тормис; поражает то, что рядом с дерзкими авангардистами, такими как Эдисон Денисов и София Губайдулина, стоят имена блестящих мелодистов-песенников, любимцев народа – это Тихон Хренников, Юрий Чичков, Александра Пахмутова и, недавно ушедший из жизни Оскар Фельцман. Всё это говорит о широте музыкальной и педагогической личности Шебалина. Его учеников объединяет любовь и огромное уважение к учителю — человеку энциклопедических знаний и разносторонних способностей,  для которого поистине не было ничего невозможного.

 

Композитор работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по комедии Шекспира, 5 симфоний, Скрипичный концерт, романсы, а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов, один из которых сегодня прозвучал. В свое время заметным событием музыкальной жизни была его драматическая симфония «Ленин» на стихи В. Маяковского.

Шебалин внес большой вклад в сохранение развитие ТРАДИЦИЙ отечественной культуры. Он детально, скрупулезно изучал произведения русских классиков, погружался глубоко в их музыку, с любовью занимался восстановлением, завершением и редактированием их произведений. Помимо сочинений Мусоргского, Шебалин восстановил партитуру «Симфонии на две русские темы» М.И. Глинки.

        Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения, и эта серьёзность, интеллектуальность большого музыканта сближают  Шебалина с его учителем, великим симфонистом Мясковским.

В личности Шебалина неразрывно связаны Художник, Мастер, Гражданин. Все, кто знал Шебалина и когда-либо с ним общался, отмечают цельность его натуры, человеческую скромность, отзывчивость, бескомпромиссность. Шостакович писал о Шебалине - «Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищали меня».

Он блестяще знал поэзию и литературу, сам сочинял стихи, прекрасно разбирался в изобразительном искусстве, владел латинским, французским, немецким языками и пользовался собственными переводами (например, стихотворений Г. Гейне). Он общался и был дружен со многими выдающимися людьми своего времени - поэтами  В. Маяковским, Э. Багрицким, М. Светловым, писателями М. Булгаковым, А. Фадеевым, режиссёрами Вс. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном и др. Ещё смолоду он был близким другом Дмитрия Шостаковича.

Шебалину было свойственно острое чувство современности. Он вошел в мир искусства с желанием создавать произведения, созвучные времени, в котором жил и свидетелем событий которого являлся. Темы его сочинений всегда актуальны, значительны и глубоки. В его музыке проявились чистое сердце и щедрая душа её создателя.

Виссарион Яковлевич  очень здраво и современно рассуждал о профессии композитора – его суждения и сегодня актуальны для молодых композиторов. Своим ученикам он неоднократно повторял: «Композитор обязан уметь делать все». Так мог сказать лишь тот, кто сам свободно владел всеми секретами композиторского искусства и мог служить достойным примером для подражания. Впрочем, в силу необычайной застенчивости и скромности Виссарион Яковлевич, занимаясь со студентами, почти никогда не ссылался на свои собственные композиции. Даже тогда, когда его поздравляли с удачным исполнением того или иного произведения, он старался увести разговор в сторону. Так, на комплименты в адрес успешной постановки его оперы «Укрощение строптивой» Шебалин, смущаясь и как бы оправдываясь, ответил: «Там... крепкое либретто»…

 

Возвращаясь к хоровому творчеству Шебалина, я хотел бы, чтобы сейчас прозвучала еще одна хоровая миниатюра «Дикий виноград».

 

Видеопример № 2

 

      Прежде всего, потрясает сам выбор стихотворения, в котором мысленный диалог с виноградной лозой ведёт человек, вернувшийся из плена. Тёплая, вьющаяся как живая виноградная лоза мелодия этого хора рисует образ возрождения жизни. В ритмическом рисунке и интонациях хора, в терцовой дублировке голосов ощущается тонкий аромат грузинского хорового пения. Это еще одна неожиданная и свежая краска творчества Виссариона Шебалина. Здесь вновь в лирическом ключе поднята величественная тема возрождения природы и человеческой души.

 

Наше знакомство с хоровым творчеством Шебалина еще не велико, но мы хотим продолжения. Это тёплая, полная жизни музыка большого талантливого русского композитора, и она не должна быть забыта его потомками. Музыка Шебалина – ветвь от могучего ствола великой русской музыкальной классики.

В наше время, оглядываясь на прошедший 20 век,  мы должны осознать, что признание творчества В.Я.Шебалина, как и любого истинного таланта, не должно зависеть от идеологии и политики – это все сиюминутно, а истинное искусство – вечно!

 

 

 

Вернуться


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/u0865207/data/www/old.amumgk.ru/netcat/require/s_list.inc.php(596) : eval()'d code on line 29

Календарь концертов

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2024
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам ШКОЛЫ

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных