Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/u0865207/data/www/old.amumgk.ru/netcat/require/s_list.inc.php(596) : eval()'d code on line 29

Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / История Училища / Дорогие имена / Сивер М.Я.

главная | история | дорогие имена: М.Я. Сивер


М.Я. СиверСИВЕР Мирра Яковлевна

Пианистка, педагог.

Выпускница Московской консерватории (1930, класс К.Н. Игумнова). Преподавала в училище в 1930–1960-е годы (до 1967). Около двадцати лет была заведующей фортепианным отделением. Среди выпускников: В.В. Бунин, В.П. Афанасьев, Е.М. Царева и др.

Методическая работа:
Сивер М.Я. В порядке обмена опытом. – В кн.: Методические записки по вопросам музыкального образования, вып. 1. – М., 1966




Воспоминания о М.Я. Сивер

С именем Мирры Яковлевны Сивер связана вся моя профессиональная судьба, от первых шагов в музыкальной школе до главных концертных и педагогических успехов.

В моем детстве встречи с Миррой Яковлевной были эпизодическими: моя школьная учительница – замечательный педагог Ольга Федоровна Мухортова – перед важными и ответственными выступлениями всегда показывала своих учеников Мирре Яковлевне. Таким образом, когда пришло время поступать в училище, мой путь в класс М.Я. Сивер был естественно предопределен.

Заведующая фортепианным отделом, доцент М.Я. Сивер со своим учеником Валерием Афанасьевым

Под руководством Ольги Федоровны, ученицы Ф.М. Блуменфельда (у которого она занималась в одно время с В. Горовицем), я получил превосходную школу. В классе М.Я. Сивер передо мной встали совершенно новые задачи. Мирра Яковлевна расширила мои представления о необъятном мире музыки, внушила мне понимание не только важности овладения виртуозным пианистическим арсеналом, но и, в первую очередь, необходимости приобретения навыков разнообразного звукоизвлечения, особенно мягкости и певучести в кантилене.

Как музыкант-исполнитель Мирра Яковлевна в полной мере обладала всем комплексом качеств, присущих русской пианистической школе: глубиной проникновения в авторский замысел, законченностью и гармоничностью интерпретации, красотой и певучестью звуковой палитры, неприятием всякого рода преувеличений и внешних эффектов. И неудивительно, ведь ее учителями были такие корифеи, как С.Е. Фейнберг и К.Н. Игумнов!

Вспоминаются её небольшие, но очень ловкие и точные руки, её своеобразная манера упругого погружения рук в клавиатуру, способствовавшая необычайной мягкости тона и протяженности звучания кантилены.

Как педагога Мирру Яковлевну отличали проницательность, интуиция и сбалансированный подход к выбору индивидуального пути развития каждого ученика. Она всегда умела рано разглядеть, разгадать в ученике ценное зерно и со спокойствием и терпением (всё в своё время!) вела его вперед, помогая развивать сильные стороны его дарования и избавляться от недостатков и пробелов.

Её педагогическое чутье всегда подсказывало, когда усадить ученика за скучную, но необходимую школярскую работу и когда он уже психологически готов и достаточно оснащен, чтобы бросить вызов еще не покоренным вершинам пианистического мастерства, чтобы штурмовать кажущиеся неприступными бастионы.

Возраст учащегося училища (обычно с 14 до 18-19 лет) – это тот возраст, когда самосознание юного существа постепенно пробуждается, чтобы самоутвердиться, чтобы понять, кто ты есть на самом деле и кем тебе суждено стать. «Гадкий утенок» в эти годы превращается в прекрасного лебедя. Мирра Яковлевна осторожно и мудро умела контролировать и направлять этот процесс. Она планомерно внедряла в ученика веру в себя, помогала ему обрести тот внутренний импульс, который, постепенно разрастаясь, становился мощной силой, двигателем, превращающим ученика в самостоятельную артистическую личность на всю его последующую творческую жизнь.

В поле зрения Мирры Яковлевны была не только профессиональная жизнь ученика. Ее добрая, мягкая манера общения позволяла устанавливать с учениками доверительные отношения и вовремя предостерегать их от необдуманных поступков или от влияния сомнительных «дружеских доброжелателей».

К сожалению, бывают случаи, когда дипломное выступление становится последней или почти последней встречей педагога с учеником. Я не могу себе представить подобной ситуации с Миррой Яковлевной. Воспитав профессионала, дав ему «путевку в жизнь», Мирра Яковлевна не теряла его из виду, продолжала направлять – иногда советом, а порой и активно участвуя в его профессиональной судьбе.

Я с большим теплом и благодарностью вспоминаю не только время учебы у Мирры Яковлевны, но и многие годы нашего последующего общения. Незабываемыи наше совместное посещение С.Е. Фейнберга, когда по ее рекомендации Самуил Евгеньевич согласился принять меня в свой класс; и многие наши встречи, когда я приходил к ней класс, чтобы услышать мнение о моих новых работах; и посещения Миррой Яковлевной вместе Рафаилом Юрьевичем Черновым моих студенческих, а позже и самостоятельных выступлений; и очень дорогой для меня визит в день моего 25-летия.

Особую роль Мирра Яковлевна сыграла и в моей педагогической судьбе: будучи аспирантом Московской консерватории, я по инициативе Мирры Яковлевны был приглашен преподавать в родное училище. Ее советы мне, молодому и неопытному педагогу, были бесценны. Ее колоссальный опыт преподавателя и руководителя фортепианного отделения способствовал огромному повышению престижа училища среди всех профессиональных музыкальных учебных заведений страны. Работавший в это же время и в Московской консерватории, я был свидетелем восторженного отношения профессуры фортепианного факультета и руководства консерватории к педагогическому мастерству Мирры Яковлевны. Фраза «класс М.Я. Сивер» была своеобразным «знаком качества».

И мне радостно сознавать, что последние годы жизни этого замечательного человека и музыканта были ознаменованы большими педагогическими победами, многими славными именами ее учеников, продолжающих и развивающих традиции, заложенные в них Миррой Яковлевной.




вернуться в Летопись: 1941-1960


Календарь концертов

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2024
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам ШКОЛЫ

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных