|
Главная / Музыкальная школа / История школы / Лагутин А.И. ![]() ЛАГУТИН Александр Иванович(1928-2008)Музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Московскую консерваторию в 1951 году по специальности «музыковедение». С 1952 по 2008 год работал в Музыкальном училище (колледже) при МГК Академическом музыкальном колледже и Детской музыкальной школе АМУ (АМК). До 2006 г. возглавлял отделение музыкально-теоретических дисциплин ДМШ. В 1956-2001 гг. являлся заместителем директора Колледжа по учебно-методической работе. Всю свою жизнь посвятил педагогической и административной работе в нашем учебном заведении. Заслуженный учитель РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ, Ветеран труда. В 1962 вместе с Э.С. Смирновой составил Программу курса музыкальной литературы для детских музыкальных школ. Совместно с В.Н. Владимировым опубликовал Учебник и Хрестоматию по музыкальной литературе для 4 класса детских музыкальных школ. В 1999 году вышло новое, переработанное издание Учебника. ![]() Также изданы его «Методика преподавания музыкальной литературы в Детской музыкальной школе», «Основы педагогики музыкальной школы», и соответствующие данным предметам учебные программы. В 2002 году опубликована Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» (для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств) В издательстве «Музыка» в 2005 году вышло новое учебное пособие А.И. Лагутина «Методика преподавания музыкальной литературы в Детской музыкальной школе» (предназначено для студентов музыкальных колледжей и колледжей искусств). Замечательный педагог и методист, А.И. Лагутин побывал с целью обследования и оказания организационной и методической помощи в учебных заведениях Азербайджана, Грузии, Киргизии, Таджикистана, Башкирии, Якутии. Читал лекции во Всесоюзном и Центральном институте повышения квалификации работников культуры и на региональных курсах. Участник IX (1970, Москва) и XI (1974, Перт, Австралия) Международных конференций по музыкальному воспитанию (ISME). Жизнь Александра Ивановича Лагутина – пример служения Отечеству. Из текста Характеристики, выданной А.И. Лагутину в АМУ в 1992 г. (с рядом правок): Окончил в 1951 году с отличием теоретико-композиторский факультет Московской консерватории с музыковедческой квалификацией. С 1952 года на педагогической работе в Музыкальном училище при Московской консерватории, а в январе 1956 года назначается заместителем директора училища по учебно-методической работе. Занимал эту должность до 2001 года, находясь у руководства учебным заведением более трети его вековой истории. Эти годы можно охарактеризовать как расцвет головного в стране музыкального училища, известного далеко за пределами страны творческими достижениями многочисленных воспитанников (ежегодный выпуск до 156 человек по 20 специальностям) и значительным вкладом в развитие музыкальной педагогики среднего и начального звена. Как заместитель директора А.И. Лагутин внес значительный вклад в организацию учебно-воспитательного процесса, в разностороннее обновление его содержания, в поиски новых форм и средств обучения, способствующих повышению эффективности воспитания творческой молодёжи. В своей административной, творческой и педагогической деятельности он проявил себя талантливым и разносторонне образованным музыкантом, высококвалифицированным специалистом в области музыкальной педагогики, опытным организатором учебно-творческой и научно-методической работы. А.И. Лагутин всегда принимал самое непосредственное и активное участие в разработке многих нормативных документов по среднему и начальному музыкальному образованию: учебных планов (начиная с 1958 года), программ обучения по специальным дисциплинам, правил приёма и приёмных требований в музыкальные училища, инструктивных писем, многих положений и т.п. В 1984 году он разработал и аргументированно обосновал экспериментальные учебные планы для музыкального училища по всем специальностям дневного и двум специальностям вечернего обучения. Они явились первым подобного рода документом, наметившим перестроечные процессы в профессиональном музыкальном образовании (в 1985 году утверждены Министерством культуры СССР, а в 1987 году Минвузом СССР). Обновлённый в 1989 году вариант этих планов стал основе организации в училище учебного процесса. При активном содействии А.И. Лагутина опыт учебной и творческой деятельности Училища становится достоянием многих педагогических коллективов. Он выступал с докладами на всех всесоюзных совещаниях директоров ССУЗов и музыкальных училищ (1972, 1978, 1985), проводил семинары директоров и заместителей директоров музыкальных училищ в Белоруссии, в Грузии, во Всесоюзном и республиканском (РСФСР) институте повышения квалификации работников культуры, читал лекции для начальников (директоров) республиканских и областных методических кабинете учебных заведений искусства и культуры и т.п. Министерства культуры СССР и РСФСР, Минвуз СССР неоднократно включал А.И. Лагутина в комиссии (в том числе и в ранге председателя) по проверке деятельности ССУЗов искусства и культуры и оказанию им практической помощи. Ряд учебных материалов, созданных А.И. Лагутиным, в которых обобщается опыт деятельности головного музыкального училища и содержатся разного рода рекомендации, переданы на депонирование в НИО Информкультура Библиотеки им. Ленина. С конца 70-х годов в Училище стало осуществляться, организованное и руководимое А.И. Лагутиным, стажирование преподавателей музыкальных училищ страны. За прошедшие годы в училище при Московской консерватории повысили свою квалификацию около 250 человек из 70 городов. ![]() На выпускном вечере 28.06.1967 Министерство культуры СССР использовало опыт и знания А.И. Лагутина и в связях с зарубежными странами. Четыре раза он был командирован (1970-1981) в музыкально-хореографическое училище г. Улан-Батор, где за свою деятельность был награждён правительственной медалью; направлялся в Социалистическую республику Вьетнам для отбора на обучение в СССР молодых Вьетнамских музыкантов (1969) входил в состав делегации Министерства культуры СССР по изучению организации музыкального образования в КНР (1986); выступал с докладом на ХI международной конференции по музыкальному воспитанию (ISME) в г. Перт, Австралия; возглавлял группу учащихся Училища и ЦССМШ в концертной поездке по Италии; вел переговоры в Вене об участии симфонического оркестра училища (лауреата Международного конкурса молодёжных оркестров Фонда Герберта фон Караяна и лауреата премии Ленинского комсомола) в международном фестивале молодёжных оркестров (состоялся в Вене в апреле 199I года). ![]() Во время первой поездки в г.Улан-Батор (Монголия). Третий слева – А.И. Лагутин Научно-методическая работа, которую в Училище возглавлял А.И. Лагутин, связана прежде всего с составлением и пересмотром учебных программ, созданием учебных пособий, написанием рецензий, отзывов, заключений на учебно-методическую документацию и литературу, организацией педагогических чтений, проведением конференций и семинаров. Результаты этой работы позволяют заключить, что Училище при Московской консерватории является методическим центром страны по среднему и начальному музыкальному образованию. Только за последние пять лет преподавателями Училища или при их участии было создано или обновлено свыше сорока действующих в настоящее время учебных программ для музыкальных училищ. Как специалист в своей области педагогической деятельности А.И. Лагутин стал создателем новых учебных курсов: методики преподавания музыкальной литературы и основ педагогики музыкальной школы, являясь автором учебных программ данных курсов (последние издания вышли в 1988 году) и учебных пособий. Его книги «Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе» (М., Музыка, 1982, 16 п.л.; переиздана в 2005 г.) и «Основы педагогики музыкальной школы» (М., Музыка, 1985, 9 п.л., также имеет переиздания) являются первыми и до сих пор единственными монографиями по данной тематике. Они широко используются в учебной практике и получили высокую оценку специалистов. Курc методики А.И. Лагутина создан на основе его многолетнего опыта преподавания музыкальной литературы в школе и руководства педагогической практикой учащихся теоретического отделения училища. Написанный совместно с В.Владимировым учебник по музыкальной литературе для ДМШ с 1969 года выдержал десять изданий (и четыре издания параллельной Хрестоматии). В 1999 году в издательстве «Музыка» вышло новое, переработанное издание Учебника. Учебник также издавался на украинском и грузинском языках. Общий тираж всех изданий учебника превосходит 1 млн. экземпляров. По приглашению республиканских и областных методических кабинетов проводил семинары и показательные уроки в городах России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана; вёл курсы по повышению квалификации преподавателей Москвы и Московской области.
Курс «Основы педагогики ДМШ», представляющий собой своеобразное введение в музыкально-педагогическую профессию, привлекал внимание руководителей ДМШ, других работников начального музыкального образования. А.И. Лагутин вел его не только в Училище, но и во Всесоюзном и республиканском институтах повышения квалификации работников культуры для директоров, заместителей директоров и заведующих отделениями музыкальных школ. Редактор-составитель и один из авторов издания «Методические записки по вопросам музыкального образования» (вып. З, 16 п.л.) – сборника статей преподавателей Училища, подготовленный к 100-летию учебного заведения (М., «Музыка», 1992). Является также автором ряда статей, опубликованных в различных сборниках и журналах, в том числе зарубежных. Был избран членом Президиума Всесоюзного учебно-методического совета по среднему и начальному музыкальному образованию, состоял членом Методического совета по среднему специальному образованию Гособразования СССР, членом Пленарного совета издательства «Музыка». В 1984-1986 гг. прошел курс обучения и с отличием закончил Факультет новых методов и средств обучения НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР.
В течение всех лет работы в Училище А.И. Лагутин был активным общественником: пропагандистом в системе политического образования преподавателей (награждён значком «Пропагандист Красной Пресни»), возглавлял оргкомитет по проведению конкурса рефератов учащихся по общественно-политической тематике (представители Училища неизменно занимали на заключительном Всесоюзном туре конкурса первые места), выполнял многие другие общественные поручения и обязанности. И во всех своих делах проявил себя компетентным специалистом, ответственным руководителем и исполнителем. Многосторонняя деятельность А.И. Лагутина – административная, организаторская, педагогическая, творческая – принесла ему широкую известность среди музыкантов, педагогов, в органах управления музыкальным образованием, авторитет и уважение всех, кому довелось с ним сотрудничать и работать. ![]() Встреча делегации из Республики Корея. 1993 Деятельность А.И. Лагутина на посту заместителя директора Музыкального училища при Московской консерваторки им. П.И. Чайковского и его заслуги в подготовке музыкальных кадров и развитии музыкальной педагогики была отмечена правительственными наградами:
«ШКОЛА МОЕЙ МОЛОДОСТИ» Воспоминания А.И. Лагутина о работе ДМШ при училище в послевоенный период Несколько школьных классов по музыкальной литературе я получил сразу же, как только приступил к педагогической работе в училище. Шёл сентябрь 1952 года. Время было непростое, разворачивалось так называемое «дело врачей». Тревожные слухи проникали повсюду, ждали худшего. Но жизнь училища и школы шла своим чередом. Во главе их стояла Рахиль Львовна Блюман – опытный организатор, воспитатель, свободно ориентирующийся во всех музыкальных делах училища и школы. Тогда оба учебных заведения помещались в одном трехэтажном здании, построенном еще до революции основательницей Общедоступного музыкального училища В.Ю. Зограф-Плаксиной (с 70-х годов это здание уже четырехэтажное, и в нем располагается только школа). Классов, разумеется, не хватало. Их было всего 24, два из которых были расположены в подвале. Рояли и пианино были старые, довольно изношенные, хотя и поддерживались в относительном порядке. Отдельное помещение (класс) занимала библиотека. В подвале были гардероб, скромный буфет, общая раздевалка и класс для занятий военным делом для юношей. Общежитие для иногородних учащихся училища находилось на Трифоновской улице вблизи Рижского вокзала. На месте современного спорткомплекса, возведённого в 1980 году, находился гараж, в котором держали свои автомобили А. Хачатурян и Л. Коган. Позже директору училища Ларисе Леонидовне Артыновой стоило больших усилий освободить это место для строительства спортивного сооружения. Учебный день начинался по расписанию в 9 часов утра и продолжался до позднего вечера. В довольно однообразной череде дней моего первого учебного года особенным выдался день 5 марта 1953 года – день смерти Сталина. Никаких указаний об отмене занятий и организованном участии в траурных процессиях – не поступало. В училище и школу пришли как преподаватели, так и ученики. Но не слышно было громких голосов, распевающихся вокалистов, звуков оркестровых инструментов в коридорах и на лестницах – обычного звукового фона в здании. Лишь приглушённые голоса, понурые лица… Учебный день был дезорганизован. Ко мне в класс (ныне № 40) пришла часть учеников. Но урок не состоялся. Никто не хотел заниматься учебным материалом. Перешёптывались о случившемся. Растерянность охватила всех, что теперь будет? О смерти великого Прокофьева еще никто не знал. Дни, вплоть до похорон Сталина, прошли как в угаре. Только через несколько дней возобновилась обычная учебная жизнь. В школе учеников было не так много. Говорили, что после войны некоторое время для них были организованы общеобразовательные предметы, что благоприятно сказывалось на их учёбе. К сожалению, каких-либо доказательств сказанному привести не могу. «Бумажными» делами школы занимались две пожилые женщины – Зоя Александровна Кушнарёва и Наталия Александровна Поляновская. Реального завуча в школе не было до прихода в сентябре 1955 года с должности в Министерстве культуры РСФСР Леоновой Зои Константиновны с дирижерско-хоровым образованием. Наиболее организованным и многочисленным был педагогический состав фортепианного отделения школы, который возглавляла несколько десятилетий Вера Викторовна Чертова, неизменно занимавшая на первом этаже 4-й (ныне 37-й) класс. Педагог высокого авторитета, представительница классической школы фортепианной игры, она воспитала десятки превосходных музыкантов, выделяя наиболее одарённых. Она часто с ностальгией вспоминала своих лучших учеников: П.В. Месснера (впоследствии в течение десяти лет он был заведующим фортепианным отделением училища), Игоря Жукова – известного пианиста, и целый ряд других. Заведующей фортепианным отделением училища до 1968 года была доцент Сивер Мирра Яковлевна. Педагогический состав фортепианного отделения школы можно установить по сохранившимся в архиве фотографиям. Я могу лишь назвать фамилии О.Ф. Мухортовой, Катуар, Ефимовой, Миркиной… Возможно, кое-кто из старших учеников школы, перспективных по своему дарованию, передавался для продолжения учёбы педагогам училища и даже вуза. Чёткого представления о струнном отделении того времени у меня нет – он теснее был связан со струнным отделом училища, чем фортепианный. В 50-е годы в школе были классы скрипки, виолончели, контрабаса и арфы. О существовании школьного оркестра ничего сказать не могу. Не имею представления и о духовом отделении, хотя правильнее говорить не об отделении, а об обучении нескольких подростков на духовых инструментах. Восьмого класса в ту пору еще не было, и специальная подготовка выпускников к поступлению на теоретическое и дирижерско-хоровое отделения училища не осуществлялась. Мероприятий типа конкурсов, классных концертов не существовало, хотя к публичным выступлениям – как в школе, так и за её пределами, – ученики школы привлекались. Не было и теоретического отделения, как это имеет место ныне. Но была группа педагогов-теоретиков, которые вели положенные по учебному плану сольфеджио и музыкальную литературу. Самым старшим из них был Вахромеев Варфоломей Александрович с небольшой учебной нагрузкой. Он был достаточно видным специалистом, имевшим ряд публикаций (их перечень можно найти в сборнике статей преподавателей училища «Методические записки по вопросам музыкального образования». Выпуск 3. М.,1991. Стр. 320). Опорой теоретический педагогики была в то время, уже в летах, Вера Георгиевна Жаданова – воспитатель, педагог, знаток своего дела, как говорят, от Бога. Меньше всего к ней подходит слово «теоретик». Она была блестящим практиком, истинным музыкальным воспитателем детей и подростков с ярко выраженным артистическим даром. Её ученики любили сольфеджио и своего учителя. Тесный контакт с родителями учеников позволял ей лучше знать и понимать детей, индивидуально подходить к каждому из них в условиях группового урока. Она же организовала и вела школьный хор. Сохранились фотографии выступлений хора под ее началом в Малом зале консерватории. Неуёмный темперамент и открытая общительность всегда выделяли Веру Георгиевну в коллективе преподавателей. Музыкальную литературу, кроме меня, в школе преподавала музыковед Софья Самойловна Зив (её муж, композитор М.П. Зив, вел в училище анализ музыкальный произведений). Однако, вскоре они покинули училище и школу – не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств, характерных для общественной атмосферы того времени. С уходом С.М. Зив младшие классы по музыкальной литературе перешли к Ларисе Леонидовне Артыновой, которая вела их в течение ряда лет до перехода на педагогическую работу в училище. Содержание предмета преподавания определялось как сложившейся традицией, так и представлениями и намерениями преподавателя. Первая официальная программа по музыкальной литературе (её автор С.Б. Оксер – один из основоположников школьного курса музыкальной литературы) вышла в 1956 году. Составленная достаточно полно и тщательно, она отразила идеологический заказ того времени и не во всём учитывала возможности школьного предмета. В создании последующих программ по муз. литературе (1970, 1982, 2002 гг.) принимала участие наша школа. На основе опыта работы преподавателей в 1969 г. вышел и учебник по муз. литературе для первого года обучения (В.Н. Владимиров и А.И. Лагутин), который переиздавался вплоть до 1991 года общим тиражом свыше 1 млн. экземпляров. С 1999 года стал издаваться новый вариант учебника (издательство «Престо»). В разные годы недолго муз. литературу преподавали Е.И. Чигарёва (ныне профессор Московской консерватории), преподаватель училища И.В. Охалова. Отличную программу по сольфеджио создала в 1984 году опытный методист Татьяна Алексеевна Калужская, которая перешла на работу в нашу школу в 1969 г., некоторое время совмещая ее с заведыванием теоретической секцией Московского городского методического кабинета. Преподавание сольфеджио до сих пор осуществляется по данной программе. Т.А. Калужская является автором учебника по сольфеджио для 6 класса. Всяким проверкам и аттестациям в те годы школа не подвергалась, как и не было внутришкольного контроля, который пришел в 80-е годы. В 50-е годы от Министерства культуры школу курировала «пианистка по образованию и мотоциклистка по призванию» А.А. Туманян. Рейтинг школы определялся уровнем педагогического состава и её питомцами. В 1959 году с грустью и обидой на вышестоящие инстанции покинула училище и школу Р.Л. Блюман. На её место назначили С.Т. Кальянова, бывшего до того замдиректора ЦМШ. Начались заметные перемены и, прежде всего, «перетряска кадров». Ушли старые и великовозрастные преподаватели и концертмейстеры. На их место пригласили молодых музыкантов – воспитанников консерватории и частично института им. Гнесиных, – готовых к обновлению, к зову времени. В этой работе директору активно помогала Л.Л. Артынова – тогда секретарь партийной организации. Порою она брала инициативу в свои руки, а с апреля 1961 года оказалась хозяйкой положения. Началась новая жизнь училища и школы, ознаменованная немалыми достижениями в подготовке музыкальных кадров и развитии музыкальной педагогики. Такой в общих чертах мне помнится школа моей молодости. Лагутин А.И.
23.01.2007 текст написан специально для публикации на сайте www.amkmgk.ru Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/u0865207/data/www/old.amumgk.ru/netcat/require/s_list.inc.php(596) : eval()'d code on line 29 |
Календарь концертов
"Мерзляковка приглашает друзей" - 2019VIII Открытый всероссийский конкурс молодых исполнителей фортепианной музыки «Мерзляковка приглашает друзей» - 2019 24 ноября – 30 ноября 2019 г., г. Москва «Мерзляковка приглашает друзей» - 2019 Открытый конкурс оркестрового исполнительства «На лучшее исполнение партии духового инструмента в составе оркестра»АМУ при МГК проводит Открытый конкурс оркестрового исполнительства «На лучшее исполнение партии духового инструмента в составе оркестра» 24 - 30 ноября 2019 г. Москва Электронная библиотекаОзнакомиться со списком нотных изданий Вы можете по ссылке http://library.amkmgk.ru/. В общежитии и читальном зале Училища Электронная библиотека работает в полном объеме без регистрации. |