Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/u0865207/data/www/old.amumgk.ru/netcat/require/s_list.inc.php(596) : eval()'d code on line 29

Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / История Училища / Дорогие имена / Соболев А.И.

главная | история | дорогие имена: А.И. Соболев


А.И. СоболевСОБОЛЕВ Александр Ильич

(19.09.1934 – 18.09.2002)


Пианист, педагог. Выпускник ЦМШ (1952, класс Н.А. Любомудровой) и Московской консерватории (1958, класс проф. С.Е. Фейнберга, диплом с отличием). В годы учебы в ЦМШ снялся в роли юного Глинки в фильме Л. Арнштама «Глинка» (1946). Будучи студентом консерватории, стал лауреатом конкурса Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957). В 1961 г. окончил исполнительское отделение аспирантуры Московской консерватории (класс проф. С.Е. Фейнберга).

Вел активную исполнительскую деятельность. Выступал с сольными концертами и в составе камерного ансамбля «Барокко». В 1992 г. был удостоен звания «Заслуженный артист Российской федерации».

Более сорока лет занимался педагогической деятельностью. В 1959-2002 гг. вел класс специального фортепиано в училище. В 1986-88 гг. являлся профессором Алжирского Национального института музыки.

Ученики Александра Ильича работают в Московской консерватории, Академическом музыкальном колледже при МГК, ЦМШ, а также в разных городах России, Германии, Франции, Англии, Испании, США и Бразилии.




Воспоминания учеников А.И. Соболева

Мой солнечный Ильич
Пианисты И.Беркович и М.Ермолаев со своими преподавателями Б.А. Шацкесом и А.И. Соболевым

Далекий 1972 год. Окончив музыкальную школу при тогда ещё музыкальном училище, попадаю в класс специального фортепиано Александра Ильича Соболева. Первые уроки: всё непривычно, после восьми лет «женского» обучения в школе – молодой, энергичный педагог, ученик самого Фейнберга! Руки Ильича – красивые, большие, сильные, с прокуренными пальцами (а курил он самозабвенно).

С самого начала наших занятий поразило то, что он стал обучать меня технике игры на рояле, терпеливо объясняя из урока в урок как надо работать за инструментом практически, ну, а в вопросах аппликатуры ему тогда в училище не было равных. На уроках он мог показать абсолютно всё: будь то «Кампанелла» или Рахманинов, сложнейший этюд Шопена или Токката Прокофьева, ну а как он показывал Баха, это отдельная история. Бах Фейнберга, пропущенный через Соболева, звучал совсем по-другому, как-то очень по-человечески.

Он никогда не был педагогом-диктатором, уроки строились по принципу советов опытного старшего товарища «зелёным» юнцам. Соболев и по жизни для многих его учеников был в первую очередь другом, а потом уже педагогом в узком смысле этого слова.

Незадолго до поступления в училище я потерял отца, и Ильич во многом мне его заменил, особенно учитывая этот коварный переходный возраст. Сколько раз, после урока, мы шли с ним по Гоголевскому бульвару до метро «Кропоткинская», обсуждая всё, что угодно – от поэзии Пастернака до футбольного «Спартака». Ильич хорошо знал и любил поэзию. Приходя в училище, у него неизменно в руках был свежий номер «Литературной газеты» и какая-нибудь книга – читал он постоянно.

А с какой гордостью мы, его ученики, ходили на концерты ансамбля старинной музыки «Барокко», солистом которого Соболев являлся на протяжении многих лет! Наш педагог – на сцене, в чёрном фраке, за клавесином – всегда серьёзный и скромный, настоящий профессионал русской музыкальной школы!

В 1976 году, по окончании училища, моя мама наградила меня поездкой в Коктебель, куда Александр Ильич неоднократно ездил отдыхать летом. О чудо! Я еду отдыхать с моим учителем, да ещё там находился его давний товарищ, другой замечательный человек и музыкант, с которым мне посчастливилось общаться – Павел Валерианович Месснер! Этих каникул я не забуду никогда: серьёзные разговоры, остроумнейшие анекдоты, доброта, дружба талантливых людей, крымское вино и солнце! Вернуть бы всё это…

В 1986 году я уехал в Грецию, где прожил почти 20 лет. Работал в Афинской консерватории, продолжая дело моего учителя. И, хотя мы находились далеко друг от друга, мы никогда с ним не расставались. Он был в курсе всех моих дел, я – его. Мы постоянно перезванивались, а во время моих приездов в Москву я первым делом шёл к Ильичу в училище, сидел на его уроках с новой «порослью», а потом мы опять, как раньше, шли по бульвару к метро и говорили обо всём, как раньше, понимая друг друга с полуслова.

У меня двое сыновей, Когда выбирали имя для первенца, первое, которое пришло мне на ум, было Саша. На том и порешили.

Александр Ильич долго и тяжело болел, уйдя из жизни несправедливо рано в 2002 году. Вскоре после его кончины у меня в Афинах был сольный концерт. На афише было написано: «Моему учителю А.И. Соболеву посвящается». В тот вечер он был со мной. Я это знаю.

Греческое имя «Илья» переводится на русский язык как «солнечный»! Мой солнечный Ильич! Вечная моя к Вам любовь! Спасибо Вам за нашу красивую, верную дружбу! Пусть Бог, в которого Вы всегда верили, будет с Вами рядом.


Игорь Таращанский
(выпуск 1976 г.)



Памяти А.И. Соболева

Веду дочку в школу и, идя по Мерзляковскому переулку, ловлю себя на том, что будто сама иду на урок по специальности. Ничего не исчезает, всё повторяется.

27-й класс. Оттуда слышу начало h-moll'ной сонаты Листа. Это значит, что полчаса нужно слушать, увы, за дверью (во время музыки входить не полагается).

Потом…

На каждый урок шли с радостью, почти всегда в классе собирались ученики – слушали друг друга, замечания товарищам, а на обыгрывании перед классными концертами участвовали в коллективных обсуждениях.

Когда училась, в классе Александра Ильича было немного учеников – 7 человек. И, может быть, отчасти, поэтому у нас было ощущение, что приходили не на урок (45 минут, за ним следующие 45 минут и т.д.), а к близкому человеку за советом, причем, касающимся не только программы по специальности, но и множества других очень важных вещей. Он воспитывал нас, учил быть людьми. И всё, что делал, делал с огромной любовью! Мы часто получали из рук Александра Ильича произведения литературной классики, которые в ту пору было сложно достать. После концертов Александра Ильича всем ученикам хотелось играть то, что исполнялось им на концерте.

Провожая Александра Ильича в последний путь, мы, ученики, стояли вместе и слышали разговор двух незнакомых женщин: «А какой музыкант был, а как играл! А каких учеников воспитал!» И в тот момент мы осознали, что являемся наследниками, несем ответственность за связь поколений музыкантов.

Земная жизнь закончилась и обрела цельность. «Всё проходит, – сказала одна известная художница, – любовь, дружба, один труд остаётся». На отдельной полке храню записи Александра Ильича. Достаю, слушаю, вспоминаю своего Учителя, Мастера, Музыканта, Человека.


Е. Кожина
(выпуск 1984 г.)


*  *  *

Январский вечер. Сухо. Морозно. Фонари, поиграв на снегу искрами ёлочных игрушек, как будто разбившихся и разлетевшихся на миллиарды частичек во все стороны, прыгнули в чёрное небо – звёздами. Тихо. Спокойно. Настоящая русская зима.

Ярославль. Набережная напрочь схваченной льдом Волги. Сугробы в мой рост.

Мне одиннадцать. Настроение праздничное. Я недавно стал заниматься музыкой – пробовать играть на рояле. Всё впереди: столько надежд… Идём с мамой, папой и сестрой на концерт ансамбля «Барокко» в Художественный музей (бывший Губернаторский дворец).

В первый раз!

А.И. Соболев за клавесином

Большой бальный зал. Кругом портреты, с которых наблюдают серьёзные вельможи ушедших столетий. Сцены нет: артисты, вельможи и слушатели – на одном уровне. Всё это в диковинку, словно сам на сцене или на портрете.

Концерт: музыканты – скрипач, флейтист, гобоист, клавесинист. Музыка: Скарлатти, Вивальди и ещё чья-то. Впечатление волшебное.

Потрясение – клавесин: впервые увидел и услышал! Всё внимание – на этот «странный рояль», а потом, естественно, – на того, кто за ним. Полный восторг. Одна мысль: посмотреть поближе, потрогать, заглянуть внутрь. Предел мечтаний – поиграть.

После концерта подкрадываюсь… Вдруг за спиной:

— Пианист?

Вздрогнул. Повернулся: передо мной чудо-человек, только что игравший на чудо-инструменте.

— Да… Учусь.

В глазах у человека озорные огоньки – прямо как на снегу. Лицо выражает заговор:

— Интересно?

— Очень!.. – дрожащим голосом отвечаю.

Прищуриваясь ещё сильней сквозь очки в роговой оправе, приглаживая чуть удлинённые, с проседью, волосы левой рукой, игриво проводя при этом правой ладонью по груди (вниз-вверх, вниз-вверх – характерное движение!) и хитро улыбаясь, человек очень увлечённо заговорил:

— Да, да… Очень интересно – и ты даже не представляешь, до какой степени! Смотри предельно внимательно – я тебе сейчас покажу. Вот!.. клавиши, которые на рояле белые, тут – чёрные, а чёрные – наоборот, белые!



Это был Александр Ильич Соболев. Тогда – в тот далёкий, почти сказочный, нереальный, волшебный январский вечер – я впервые встретил своего учителя. Ни он, ни я не думали, что в следующий раз мы увидимся уже в Москве, в 27-м классе. Через четыре года я поступил в «Мерзляковку» и оказался учеником Александра Ильича…

Внутри этого многоточия разместилась целая эпоха в моей жизни.

Его нет с нами уже пять лет.

Мы не верим.



Прихожу в 27-й класс, к Елене Дмитриевне Цветковой. После традиционных приветствий оборачиваемся и ждём.

… Распахиваются двери. Входит «шеф»: молодой, подтянутый, сияющий лучезарной улыбкой – такой, каким мы все его помним. Сразу направляется к окну в дальнем правом углу, за роялями, – мы за ним. Кивок головы – и вдруг виден силуэт снежной бабы. Что это: мираж?..

Возвращаемся в реальность. Всё то же окно перед нами, на стекле рисунок всё той же снежной бабы, правда, еле различимый. Кажется, ещё несколько помывок – и ничего не останется. Неравномерно-пунктирный контур почти невидим – плывёт, дрожит, как живой, и вот-вот исчезнет…

Его прочертили белой масляной краской рабочие-ремонтники незадолго до того, как давным-давно порог 27-го класса впервые переступил прекрасный музыкант, добрейший учитель и замечательный человек – Александр Ильич Соболев.


Евгений Щербаков,
(выпуск 1988 г.)


вернуться в Летопись: 1961-1990


Календарь концертов

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2024
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам ШКОЛЫ

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных