|
Главная / История Училища / Дорогие имена / Соболев А.И. СОБОЛЕВ Александр Ильич (19.09.1934 – 18.09.2002) Пианист, педагог. Выпускник ЦМШ (1952, класс Н.А. Любомудровой) и Московской консерватории (1958, класс проф. С.Е. Фейнберга, диплом с отличием). В годы учебы в ЦМШ снялся в роли юного Глинки в фильме Л. Арнштама «Глинка» (1946). Будучи студентом консерватории, стал лауреатом конкурса Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957). В 1961 г. окончил исполнительское отделение аспирантуры Московской консерватории (класс проф. С.Е. Фейнберга). Вел активную исполнительскую деятельность. Выступал с сольными концертами и в составе камерного ансамбля «Барокко». В 1992 г. был удостоен звания «Заслуженный артист Российской федерации». Более сорока лет занимался педагогической деятельностью. В 1959-2002 гг. вел класс специального фортепиано в училище. В 1986-88 гг. являлся профессором Алжирского Национального института музыки. Ученики Александра Ильича работают в Московской консерватории, Академическом музыкальном колледже при МГК, ЦМШ, а также в разных городах России, Германии, Франции, Англии, Испании, США и Бразилии. Воспоминания учеников А.И. Соболева Мой солнечный Ильич
Далекий 1972 год. Окончив музыкальную школу при тогда ещё музыкальном училище, попадаю в класс специального фортепиано Александра Ильича Соболева. Первые уроки: всё непривычно, после восьми лет «женского» обучения в школе – молодой, энергичный педагог, ученик самого Фейнберга! Руки Ильича – красивые, большие, сильные, с прокуренными пальцами (а курил он самозабвенно). С самого начала наших занятий поразило то, что он стал обучать меня технике игры на рояле, терпеливо объясняя из урока в урок как надо работать за инструментом практически, ну, а в вопросах аппликатуры ему тогда в училище не было равных. На уроках он мог показать абсолютно всё: будь то «Кампанелла» или Рахманинов, сложнейший этюд Шопена или Токката Прокофьева, ну а как он показывал Баха, это отдельная история. Бах Фейнберга, пропущенный через Соболева, звучал совсем по-другому, как-то очень по-человечески. Он никогда не был педагогом-диктатором, уроки строились по принципу советов опытного старшего товарища «зелёным» юнцам. Соболев и по жизни для многих его учеников был в первую очередь другом, а потом уже педагогом в узком смысле этого слова. Незадолго до поступления в училище я потерял отца, и Ильич во многом мне его заменил, особенно учитывая этот коварный переходный возраст. Сколько раз, после урока, мы шли с ним по Гоголевскому бульвару до метро «Кропоткинская», обсуждая всё, что угодно – от поэзии Пастернака до футбольного «Спартака». Ильич хорошо знал и любил поэзию. Приходя в училище, у него неизменно в руках был свежий номер «Литературной газеты» и какая-нибудь книга – читал он постоянно. А с какой гордостью мы, его ученики, ходили на концерты ансамбля старинной музыки «Барокко», солистом которого Соболев являлся на протяжении многих лет! Наш педагог – на сцене, в чёрном фраке, за клавесином – всегда серьёзный и скромный, настоящий профессионал русской музыкальной школы! В 1976 году, по окончании училища, моя мама наградила меня поездкой в Коктебель, куда Александр Ильич неоднократно ездил отдыхать летом. О чудо! Я еду отдыхать с моим учителем, да ещё там находился его давний товарищ, другой замечательный человек и музыкант, с которым мне посчастливилось общаться – Павел Валерианович Месснер! Этих каникул я не забуду никогда: серьёзные разговоры, остроумнейшие анекдоты, доброта, дружба талантливых людей, крымское вино и солнце! Вернуть бы всё это… В 1986 году я уехал в Грецию, где прожил почти 20 лет. Работал в Афинской консерватории, продолжая дело моего учителя. И, хотя мы находились далеко друг от друга, мы никогда с ним не расставались. Он был в курсе всех моих дел, я – его. Мы постоянно перезванивались, а во время моих приездов в Москву я первым делом шёл к Ильичу в училище, сидел на его уроках с новой «порослью», а потом мы опять, как раньше, шли по бульвару к метро и говорили обо всём, как раньше, понимая друг друга с полуслова. У меня двое сыновей, Когда выбирали имя для первенца, первое, которое пришло мне на ум, было Саша. На том и порешили. Александр Ильич долго и тяжело болел, уйдя из жизни несправедливо рано в 2002 году. Вскоре после его кончины у меня в Афинах был сольный концерт. На афише было написано: «Моему учителю А.И. Соболеву посвящается». В тот вечер он был со мной. Я это знаю. Греческое имя «Илья» переводится на русский язык как «солнечный»! Мой солнечный Ильич! Вечная моя к Вам любовь! Спасибо Вам за нашу красивую, верную дружбу! Пусть Бог, в которого Вы всегда верили, будет с Вами рядом. Игорь Таращанский
(выпуск 1976 г.) Памяти А.И. Соболева
Веду дочку в школу и, идя по Мерзляковскому переулку, ловлю себя на том, что будто сама иду на урок по специальности. Ничего не исчезает, всё повторяется. 27-й класс. Оттуда слышу начало h-moll'ной сонаты Листа. Это значит, что полчаса нужно слушать, увы, за дверью (во время музыки входить не полагается). Потом… На каждый урок шли с радостью, почти всегда в классе собирались ученики – слушали друг друга, замечания товарищам, а на обыгрывании перед классными концертами участвовали в коллективных обсуждениях. Когда училась, в классе Александра Ильича было немного учеников – 7 человек. И, может быть, отчасти, поэтому у нас было ощущение, что приходили не на урок (45 минут, за ним следующие 45 минут и т.д.), а к близкому человеку за советом, причем, касающимся не только программы по специальности, но и множества других очень важных вещей. Он воспитывал нас, учил быть людьми. И всё, что делал, делал с огромной любовью! Мы часто получали из рук Александра Ильича произведения литературной классики, которые в ту пору было сложно достать. После концертов Александра Ильича всем ученикам хотелось играть то, что исполнялось им на концерте. Провожая Александра Ильича в последний путь, мы, ученики, стояли вместе и слышали разговор двух незнакомых женщин: «А какой музыкант был, а как играл! А каких учеников воспитал!» И в тот момент мы осознали, что являемся наследниками, несем ответственность за связь поколений музыкантов. Земная жизнь закончилась и обрела цельность. «Всё проходит, – сказала одна известная художница, – любовь, дружба, один труд остаётся». На отдельной полке храню записи Александра Ильича. Достаю, слушаю, вспоминаю своего Учителя, Мастера, Музыканта, Человека. Е. Кожина
(выпуск 1984 г.) * * *
Январский вечер. Сухо. Морозно. Фонари, поиграв на снегу искрами ёлочных игрушек, как будто разбившихся и разлетевшихся на миллиарды частичек во все стороны, прыгнули в чёрное небо – звёздами. Тихо. Спокойно. Настоящая русская зима. Ярославль. Набережная напрочь схваченной льдом Волги. Сугробы в мой рост. Мне одиннадцать. Настроение праздничное. Я недавно стал заниматься музыкой – пробовать играть на рояле. Всё впереди: столько надежд… Идём с мамой, папой и сестрой на концерт ансамбля «Барокко» в Художественный музей (бывший Губернаторский дворец). В первый раз! Большой бальный зал. Кругом портреты, с которых наблюдают серьёзные вельможи ушедших столетий. Сцены нет: артисты, вельможи и слушатели – на одном уровне. Всё это в диковинку, словно сам на сцене или на портрете. Концерт: музыканты – скрипач, флейтист, гобоист, клавесинист. Музыка: Скарлатти, Вивальди и ещё чья-то. Впечатление волшебное. Потрясение – клавесин: впервые увидел и услышал! Всё внимание – на этот «странный рояль», а потом, естественно, – на того, кто за ним. Полный восторг. Одна мысль: посмотреть поближе, потрогать, заглянуть внутрь. Предел мечтаний – поиграть. После концерта подкрадываюсь… Вдруг за спиной: — Пианист? Вздрогнул. Повернулся: передо мной чудо-человек, только что игравший на чудо-инструменте. — Да… Учусь. В глазах у человека озорные огоньки – прямо как на снегу. Лицо выражает заговор: — Интересно? — Очень!.. – дрожащим голосом отвечаю. Прищуриваясь ещё сильней сквозь очки в роговой оправе, приглаживая чуть удлинённые, с проседью, волосы левой рукой, игриво проводя при этом правой ладонью по груди (вниз-вверх, вниз-вверх – характерное движение!) и хитро улыбаясь, человек очень увлечённо заговорил: — Да, да… Очень интересно – и ты даже не представляешь, до какой степени! Смотри предельно внимательно – я тебе сейчас покажу. Вот!.. клавиши, которые на рояле белые, тут – чёрные, а чёрные – наоборот, белые! Это был Александр Ильич Соболев. Тогда – в тот далёкий, почти сказочный, нереальный, волшебный январский вечер – я впервые встретил своего учителя. Ни он, ни я не думали, что в следующий раз мы увидимся уже в Москве, в 27-м классе. Через четыре года я поступил в «Мерзляковку» и оказался учеником Александра Ильича… Внутри этого многоточия разместилась целая эпоха в моей жизни. Его нет с нами уже пять лет. Мы не верим. Прихожу в 27-й класс, к Елене Дмитриевне Цветковой. После традиционных приветствий оборачиваемся и ждём. … Распахиваются двери. Входит «шеф»: молодой, подтянутый, сияющий лучезарной улыбкой – такой, каким мы все его помним. Сразу направляется к окну в дальнем правом углу, за роялями, – мы за ним. Кивок головы – и вдруг виден силуэт снежной бабы. Что это: мираж?.. Возвращаемся в реальность. Всё то же окно перед нами, на стекле рисунок всё той же снежной бабы, правда, еле различимый. Кажется, ещё несколько помывок – и ничего не останется. Неравномерно-пунктирный контур почти невидим – плывёт, дрожит, как живой, и вот-вот исчезнет… Его прочертили белой масляной краской рабочие-ремонтники незадолго до того, как давным-давно порог 27-го класса впервые переступил прекрасный музыкант, добрейший учитель и замечательный человек – Александр Ильич Соболев. Евгений Щербаков,
(выпуск 1988 г.) вернуться в Летопись: 1961-1990 |
Календарь концертов
"Мерзляковка приглашает друзей" - 2019VIII Открытый всероссийский конкурс молодых исполнителей фортепианной музыки «Мерзляковка приглашает друзей» - 2019 24 ноября – 30 ноября 2019 г., г. Москва «Мерзляковка приглашает друзей» - 2019 Открытый конкурс оркестрового исполнительства «На лучшее исполнение партии духового инструмента в составе оркестра»АМУ при МГК проводит Открытый конкурс оркестрового исполнительства «На лучшее исполнение партии духового инструмента в составе оркестра» 24 - 30 ноября 2019 г. Москва Электронная библиотекаОзнакомиться со списком нотных изданий Вы можете по ссылке http://library.amkmgk.ru/. В общежитии и читальном зале Училища Электронная библиотека работает в полном объеме без регистрации. |